Александр Гордон: карта сайта
07 Окт

Александр Гордон: Людей жалко, особенно — всех

Категория: Интервью

Александр Гордон снял новый фильм «Огни притона» и показал его участникам проекта «Сноб» на закрытом показе 12 октября в DOME

 

За три недели до премьеры мы увидели фильм, который блогеры назвали самым красивым фильмом «Кинотавра», а после просмотра режиссер и телеведущий Александр Гордон ответил на вопросы участников проекта о фильме, современном кино и о жизни.
 

Артём Герман

Александр, с нетерпением ожидаю премьеру Вашего фильма, больно уж аннотация интересная, трейлер тоже «зацепил». Хочется спросить:

Как Вам на «Огнях притона» работалось с актерами? С кем было проще, с кем сложнее?

Александр Гордон

Сложнее всего было с Богданом Ступкой. Представьте себе, 58-й год, прокурор, еврей, антисемит. Сцену, которая идет около трех минут, Ступка играл минут восемь — с удовольствием, по-царски, песни пел… Потому что он просто приехал отдохнуть на шесть дней в Одессу. После этого я пришел к Оксане в вагончик и вижу, что она рыдает. Я говорю: «Оксана, это непрофессионально». Она отвечает: «Мы не справимся с ним, вы видите, это монстр». Богдан Сильвестрович с его железным профессионализмом влез в фильм, который был наполовину снят, где был уже сформирован актерский ансамбль. И я сказал: справимся. В итоге смена закончилась на 10 часов позже, чем предполагалось: в шесть утра вместо восьми вечера, но в результате, когда Богдан Сильвестрович понял, что мы снимаем по-настоящему, что тут есть дубли, он сдался и стал нормально профессионально работать.

Валерий Зеленский

Александр, здравствуйте.

У меня есть три, возможно, преждевременных (фильм-то ведь ещё не видел) вопроса:

Работа сделана, ничего уже не исправить… но, если на миг представить невозможное:

1) Какую сцену Вы бы пересняли, случилась вдруг такая возможность?

Александр Гордон

Потрясающий вопрос! Представьте себе: у вас родился ребенок – ну дебил, ну сволочь, но уже родился! И какую черту харктера вы хотели бы в нем изменить? Это бред. На самом деле это даже вопрос не философский, а вопрос истязания жизни. Потому что если ты хоть раз получал от жизни пинки, то тебе не хочется сдать назад ни единой секунды. Все, эта работа сделана.

Кроме того, кино не может быть совершенным, потому что совершенное кино – мертвое. Все живое несовершенно. К тому же это кино сделано на том дыхании, которое было тогда, сейчас его не повторишь, и наконец, я работаю по элементарному принципу: дело сделано, совесть чиста. Есть такие люди, которые готовы переделывать свой единственный фильм всю жизнь и выпускать его под именами «Асса-8», «Асса-19», «Асса-65»… Я хорошо отношусь к Соловьеву, но это не тот случай. Ничего переделывать я бы не хотел.

Яна Стародубцева

Очень любопытно. Как я поняла, история о нелегкой жизни проститутки? И, кстати, фильм снимали в Одессе. Ее можно назвать своего рода героиней? Необычный город, надеюсь, в фильме он показан во всей красе!

Александр Гордон

Меня с Одессой связывает Гарри Борисович, он там родился, там познакомился с моей мамой и там сделал меня. Моя сводная сестра, зная, что я откосил от армии, говорила: «Саша, армия все-таки сделала из тебя человека». Одесса — мой родной город, такой же, как Кимры и Рим, а теперь еще Вена и Манхэттен. Но роднее, потому что я оказался там в 19 лет, и вполне сознательно ходил, ловил и впитывал эту атмосферу — конечно, она оказала на меня свое влияние.

В фильме Одесса — это не столько место действия, сколько время действия. Мы пытались найти 58-й год в современной Одессе, но нам почти не удалось: она вырублена даже больше, чем лужковская Москва. Тогда мне предложили поехать снимать во Львов. Но я сказал: «Нет, ребята, ни во Львове, ни в Кишиневе Одессу снять нельзя, будем искать здесь». И нам удалось, хотя там так бедно, что пришлось даже в сцене первого проезда героини, где она едет на трамвае (которого там, кстати, нет), перенести фокус на нее, пожертвовав огромной панорамой города, потому что восстановить эту панораму времен 58 года уже невозможно. А раз восстановить нельзя, значит, будут декорации, ряженые, массовка…

Кирилл Подольский

Здравствуйте, Александр! Во-первых, хотел бы выразить Вам свое глубокое уважение и признаться, что внимательно слежу за всеми Вашими проектами. Расскажите, пожалуйста:

1. Как бы Вы чувствовали себя, окажись на «Закрытом показе» не в роли ведущего, а в роли автора, представляющего и защищающего свой новый фильм?

Александр Гордон

Посмотрим. Вот буквально через пару недель я буду отчитываться за все.

Анжелика Романова

Доброе время суток, Александр!

Интересен момент выбора. Темы ли к передаче «ГордонКихот», фильма ли для закрытого просмотра, или теперь вот выбор темы для съемок собственного фильма. Что откуда рождается? То есть, что-то внутри гложет и требует вырваться и захлестнуть тех, кто не успел «налить и отойти» — или напротив, что-то есть во внешнем мире, мимо чего Вы по тем или иным причинам не можете пройти?

Анжелика Романова

И, если возможно, второй вопрос: когда-то в цикле передач «Нью-Йорк, Нью-Йорк» было два Создателя — А.Гордон и В.Соловьёв. Они шагали по НУ вместе. А теперь — пути разошлись серьёзно? И как Вы оцениваете Создателя «Барьера» и 2 или даже 3 книг?

Александр Гордон

Предположу, что этот вопрос задает человек, который никогда не смотрел «Нью-Йорк». Программа с самого начала была исключительно Гордона, в ней снимались обе мои семьи. Соловьев же появился позже — когда я уже вернулся из Нью-Йорка. Я, собственно, и привел его на телевидение, о чем теперь очень сильно жалею. Мне кажется, что Соловьев — это самое большое зло, что есть сегодня на телевидении. Беспринципная, живущая очень короткой памятью, злопамятная, паразитирующая тварь.

Лариса Бабкина

К сожалению, на закрытый показ не  попадаю, но рада, что представилась возможность задать Вам вопросы, Александр.

1). В свое время я была на премьере фильма  »Пастух своих коров» в  Доме кино. Тогда Вы рассказывали, что фильм снят  по мотивам рассказов Вашего отца, что Вы вложили в создание  фильма много труда и души. А как в дальнейшем сложилась судьба этого произведения? Довольны ли Вы его судьбой?

Александр Гордон

1) Я доволен его судьбой, потому что это самый незаметный фильм в истории российского кинопроката. Он вышел в урезанном виде на НТВ в незапамятные годы. Было выпущено 150 кассет VHS, которые надо было раздавать. Мне один из людей — не продюсеров — шепнул: «Я продал право крутить твой фильм за 3 тысячи »… Абсолютно доволен его судьбою, потому что ее нет.

Тимур Корнилов

Кстати, о клипах на стихи. Может быть, имеет смысл сделать режиссерскую версию? Выпустить отдельно на диске?

Александр Гордон

Вы не поверите: то, что вы видели, и есть режиссерская версия. И в замысел никто не влезал, хотя я жалею, что не прислушивался иногда к советам продюсеров. Потому что один из них мой друг, а другая стала подругой именно на этом фильме.

Тимур Корнилов

Очень часто там тема дождя, когда что-то происходит. Мне это напомнило булгаковскую тему дождя, особенно когда люди с определенным психическим складом начинают чувствовать себя хуже во время дождя. Это связано?

Александр Гордон

Я мистик, и поскольку у меня уже второй раз по сценарию Гарри Борисовича герой погибает в грозу, я полез в интернет, где опубликованы все сводки погоды за много лет, и посмотрел, сколько было гроз в 58-м году, в тот месяц, когда мы снимали, — ровно две. Гарри Борисович не мог это помнить. Конечно, дождь — это состояние. Когда вы снимаете кино атмосферное, архаичное, то вам такими силами природы, как дождь, пренебрегать нельзя. Поэтому это маркер, указатель — дождь — что грядут изменения

Ася Чачко

Вопрос из зала: А в начале фильма вы поете?

Александр Гордон

Нет, это не я, мы специально искали человека, который совсем бы не умел петь, а я пою гораздо лучше.

Ася Чачко

Вопрос из зала: Хотелось уточнить по образу прообраза Адама. Мне показалось, есть внешнее сходство с вами, может быть с папой, я его не видел. Есть ли здесь какой-то намек на вас, на папу?

Александр Гордон

Тут нет никакого намека, потому что папа — это Люба, и я — это Люба. Но вы абсолютно точно угадали. Потому что когда мы не могли найти актера на роль Адама (это оказалось практически невозможно, все, кого мы звали, отказывались), мы пошли парадоксальным путем — предложили Янковскому, но Фандера сказала: «Мы никогда вместе сниматься не будем». Я даже совершенно неожиданно предложил — Меньшикову, предположив, что он вполне от ролей мальчиков может перейти к роли городских сумасшедших. Когда мы зашли в тупик, все стали меня уговаривать, чтобы я сыграл эту роль. Но я не могу сниматься в своем кино. И тут моя бывшая жена, заядлый театрал, предложила мне посмотреть Левинского. Я помню, еще в 70-е годы я видел его на Малой сцене Театра Сатиры  в «Затюканном апостоле», и я подумал: сколько же ему должно быть лет, и что он может сейчас? А дальше началась история, обычная для кинематографа: ему предложили почитать сценарий, а он сказал, что в кино не снимается. Тогда позвонил я: «Алексей, я тоже режиссер начинающий. Прочтите сценарий и дайте хотя бы пару советов». Я подлая тварь. Он прочел — и все получилось .

Когда мы сняли первый дубль его  монолога, где он рассказывает, о том,  что будет в 2000 году, вся съемочная группа собралась возле мониторов в камерах, где все это записано. Я спрашиваю: что случилось? — Можно посмотреть? И я понимаю, что они  смотрят дубли и — аплодируют ему.

На следующий день и свет еще не стоит, а группа опять собирается у монитора: «А можно вчерашний диалог показать еще раз?» Вот, как их зацепило… Я очень жалел, что мне пришлось этот монолог порезать в угоду длине фильма. Я думаю, что здесь есть актерский ансамбль — когда все актеры существуют в тех обстоятельствах, которые обозначил автор, когда они все из одного места. Вот он — единственный, кто не из того места, и он должен выступать не диссонансом, а, наоборот, организующим началом. Он существует в театральной органике, и у него это получается абсолютно органично и оригинально.

Ксения Чудинова

Вопрос из зала: А сколько по времени снимался фильм?

Александр Гордон

У нас в плане было 42 дня.

Оператор этого фильма — Шинкаренко, молодой человек. Он с Мотылем снимал последний фильм — делал это три года в свои юношеские годы. Мотыль его измотал, но он стал профессионалом.

И вот у нас шапка после того, как последние кадры сняты. Снимали мы это в здании, которое сами построили. Мы бухаем, и ко мне подходит один из осветителей. Часть осветителей у нас была из Молдовы. Он говорит: «Спасибо вам. Я главный оператор «Молдова-фильм», и я у вас на площадке, потому что у нас работы нет. И я вашего Максима был готов сначала убить — так кино не снимают. А теперь увидел материал — нас так не учили. Берегите пацана, он великий». Приятно? Приятно.

Команда была интернациональная, условия были не очень простые. Но вспоминать об этом одно удовольствие.

Anna Bistroff

Оксана настолько органична в своей роли. Это должна была быть она изначально, роль была для нее?

Александр Гордон

Все ровно наоборот. Сценарий написан по повести, а в повести описана совершенно другая женщина — там селянка, которая весит больше, чем Оксана килограмм на 60, и гораздо лучше, чем Оксана, знает жизнь. Мы искали такой типаж, но выяснилось, что таких актрис природа наша уже не делает. Мимо Оксаны мы один раз уже прошли, когда искали 40-летнюю. Естественно, пролетели — и я, и Гарри Борисович: «Ой, эта щепка!» Мы прошли полный круг и остановились. Даже стали думать об иностранных актрисах. И тогда Люба Аркус, главный редактор журнала «Сеанс», сказала: «Поговори с Оксаной».

Мы встретились в ресторане ЦДЛ, и Оксана стала меня убеждать, что это ее роль, и что именно она ее должна играть. Она была настолько убедительна в этой речи, настолько внятно и понятно говорила, чтобы я  «забыл про свои мужские приоритеты», что я сдался. И сейчас я счастлив, потому что другую актрису в этой роли я , действительно, представить не могу. Это лучшая роль Оксаны. Конечно, я мечтаю, чтоб у нее была роль еще лучше, но ее пока нет.

Anna Bistroff

Мы, зрители, находимся по эту сторону экрана, и вряд ли здесь найдется кто-то, кто читал повесть вашего отца. Когда мы смотрим экранизации, у нас всегда возникает вопрос, что круче — повесть или экранизация? Вы режиссер, вы читали повесть, знаете фильм. Что круче?

Александр Гордон

Фильм умрет, а повесть останется.

Потому что фильмы умирают — кинематографу всего 100 лет, — а Эсхил, Софокл — остаются.

Мало того, что носители фильмов погибнут… Кино — это впечатление. Я делал мимолетное собственное впечатление — о женщине, о мужчине, о смерти, о любви, об Одессе (хоть я и не застал ее тогда), о нежности, о том, что «людей жалко, особенно — всех». Это впечатление от повести. Но останется именно повесть — прочтите ее, она есть в интернете . Кино нельзя смотреть в одиночку, потому что это коллективное бессознательное. Я сделал к тому же открытие: я театральный человек, и знаю, что каждый театральный спектакль отличается от другого, меняется в зависимости от зала. В кино же, казалось бы, все страдания, которые были сняты сначала на аналоговую пленку, а потом переведены в цифру, остаются неизменными. Но это не так.

Кино — это сгусток коллективного бессознательного. Смотреть его в одиночку — это все равно, что думать, что ты можешь подменить собой весь мир. В кино ты пришел, сел в зал с другими людьми и уставился в другую жизнь. Эта жизнь рождается лишь тогда, когда вы все вместе в нее уставились.Если ты  посмотрел фильм один — все равно что не смотрел. Я это проверил на себе. И сейчас, смотря фильмы к «Закрытом показу», я всегда  зову несколько человек, к себе домой, и мне важна их реакция, их дыхание, и это делает финал.

Ксения Чудинова

Вопрос из зала: Что своего режиссер вложил в фильм? Мальчик на дереве?

Александр Гордон

Да. Мальчика на дереве я предложил, когда сценарий был уже написан. Я знаю Гарри Борисовича, в первую очередь, не как прозаика, а как поэта. Я подумал, что неплохо было бы в фильме показать какие-то его стихотворения. Это работает на атмосферу. Мы сняли восемь таких эпизодов, но в итоге осталось два — это то, где мальчик сидит на дереве (это стихотворение Гарри Борисовича называется  «Акация») и где толстая женщина поласкает пеленки, а мальчик отворачивается.

Ася Чачко

Вопрос из зала: А у вас никогда не было перекличек с фильмом «Малена» с Моникой Белуччи? У вас не было перекличек в нарядах, в атмосфере? Материнское тепло, которое героиня Моники Белуччи испытывает к мальчику, перекликается с тем, что испытывает Люба к Аркаше?

Александр Гордон

Не забывайте, что я дилетант. Я этот фильм не видел, как и тысячи других. Я считаю, что насмотренность сейчас — путь тупиковый, каждый год выходит множество фильмов, пересмотреть, которые невозможно. Все фильмы посмореть нельзя. Возможно, кто-то в какие-то времена думал, чувствовал схожим со мной образом, но я за это не отвечаю.

Ксения Чудинова

На какие фильмы вы ориентируетесь?

Александр Гордон

Это детский вопрос — я столько раз отвечал на него детям! У меня есть три любимых фильма — это «Дети Райка» Карне, «Восемь с половиной» Феллини и «Не горюй» Данелия.

Александр Гордон

Я так и не понял, вам мой фильм понравился или нет?

Хотя это кино наивное и снималос оно, конечно, совсем не в расчете на такую насмотренную  аудиторию, как ваша.

Написать комментарий

*